История школы № 1

Школа № 1 старейшая в городе. Она  открыла свои двери осенью 1930 года —  25 октября состоялось ее официальное торжественное открытие.  Ее появление в тогда еще горняцком поселке Хибиногорск было важнейшим событием, которого ждали, ведь первые дети прибыли в город еще 14 марта 1930 года, с первым эшелоном спецпереселенцев.

Специально под школу недалеко от озера Большой Вудъявр в конце Вудъяврского переулка построили деревянный барак. Заведующей была назначена Надежда Александровна Королева. Оборудования и мебели в школе было очень мало, и заведующая, как могла, старалась оснастить Наглядных пособий, за исключением географических карт, практически не было. Но вот учебниками и письменными принадлежностями дети были обеспечены в достаточной мере. Снабжение школ керосином, водой и дровами было также хорошо организовано.

В 1931 году в Хибиногорске функционировало уже 3 школы (№ 1, 3, 4,). Школа №1 на 19-м километре располагалась в двух стандартных домах: в первом было 4 больших классных комнаты  (3 из них — проходные) и маленькая учительская. Во втором здании находились 3 небольшие классные комнаты, врачебный кабинет, рабочая комната, 3 комнаты были жилыми, раздевались дети в коридоре.  В то время в школе учились 737 человек.

В этом же 1931 году в школе открылся 5-й класс, в 1932 году — 6-й.  Занятия велись в 2 или в 3 смены, поскольку школьных помещений не хватало, чтобы разместить всех детей сразу. В дальнейшем увеличивалось только количество учеников, но далеко не площадь помещений.

За тремя школами был закреплен врач, который параллельно работал еще и в больнице. Поэтому на каждую из школ выделялся только день посещения врачом.

Сложной ситуация была с текучестью учащихся. Поскольку строительство города должно было идти быстрыми темпами, а рабочих не хватало, им приходилось курсировать между пятью поселками на 13, 18, 20, 23 и 25 км, станцией «Титан» и совхозом «Индустрия». Вместе с ними с места на место переезжали и дети.

Состав учителей также требовал ряда улучшений: специалистов не хватало, большинство педагогов окончило семилетнюю общеобразовательную школу, получивших высшее образование были единицы. Работали учителя с большими перегрузками, а жили в тесноте в стандартном бараке, специально отведенном для них. Зарплату в первые годы из работы в Хибиногорске постоянно задерживали.

Вечером на смену детям в школу приходили взрослые — на курсы, призванные ликвидировать неграмотность. Времени для работы кружков и клубов, а также групп продленного дня не было. Едва успевали проветривать помещения и проводить уборку.

К школе не были подведены канализация, водопровод и электричество.

Соответственно, возникла необходимость построить специальное школьное здание, в котором будет достаточное количество помещений и которое будет соответствовать основным санитарным нормам.

В июле 1931 года Стройконтора треста «Апатит» приступила к постройке первой каменной школы, которую предполагали сдать через два сезона. Строительство шло чрезвычайно медленно: порой не хватало строительных материалов, стройку часто консервировали в пользу других строительных работ. И только 1 сентября 1933 года школа №1 объединилась со школой фабрично-заводской семилетки с 20 км и перешла в новое трехэтажное каменное здание, которое было снесено в 2017 году. Были открыты 7-й и 8-й классы. Новым директором стал Николай Петрович Рудин. А школа стала носить название школы фабрично-заводской десятилетки (ФЗД № 10 (нумерация областная). К тому моменту школа пополнилась молодыми квалифицированными специалистами, закончившими педагогические техникумы и вузы. Теперь школьники учились уже в 2 смены.

В новом здании школы уже была мастерская, налаживалась работа кружков. В школе в эти годы появилась пионерская организация, количество школьников, задействованных в ней, постоянно росло.

С 1932-33 учебного года в Хибиногорске было уже 9 школ, но традиции и опыт первой в городе школы  выводили ее на первый план. Число учащихся постоянно росло. Перед началом войны в школе было 10-классов и около 1000 детей. По словам учителя, а впоследствии и директора школы №1 Марии Ивановны Богдановой, «в довоенное время учителей ФЗД №10 называли столпами. … они были высокообразованными, квалифицированными учителями, они возглавляли всю методическую работу в городе и области.».  За хорошую подготовку учащихся и постановку учебно-воспитательной работы в 1939 году школа была награждена областным переходящим Красным знаменем.

В 1935 году на должность директора школы был назначен Иван Яковлевич Воробьев, на тот момент учитель черчения, выпускник Ленинградского художественно-педагогического техникума. Он сумел сплотить коллектив школы, выстроить работу и качественно улучшить уровень получаемого школьниками образования. Мария Ивановна Богданова так отозвалась о нем: «Этот умнейший, талантливый человек обладал организаторскими способностями, руль держал крепко в своих руках». Иван Яковлевич, став директором школы, не перестал самосовершенствоваться – он тут же поступил в Герценовский пединститут на исторический факультет заочного отделения. Госэкзамены Иван Яковлевич сдавал перед самым началом войны. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны он ушел на фронт секретарем партбюро на Северном фронте, затем был старшим политруком и комиссаром батальона. Осенью 1942 года Иван Яковлевич был переброшен на Северо-Западный фронт, где по своей просьбе получил назначение в пехотный полк, вместе с которым командиром батальона он прошел в боях до Смоленска, где погиб под Ельней. Ему был 31 год. За воинский подвиг и образцовое выполнение боевых заданий командования Иван Яковлевич был награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1 степени.

Кроме директора школы, ушли на фронт и многие учителя и выпускники школы. В Великой Отечественной войне погибло более тридцати выпускников школы – Евгений Давыдов, Николай Щукин, Борис Белоглазов, Федор Семенов, Леонид Меркиш, Александр Абакумов. Всем ребятам было около двадцати лет.

Во время войны из Кировска было эвакуировано большинство детей, а с ними и учителей. Здание школы №1 было занято под эвакогоспиталь №1442. Сюда во время войны привозили раненых бойцов с линии Северного, а впоследствии Карельского фронта. В эти годы на смену школьным доскам и партам пришли больничные нары и операционные столы.

Но несмотря на войну, детей, которые оставались в городе, продолжали учить, только   в здании школы № 11. Близость войны ощущалась сильно: по сигналу тревоги, который периодически разносился по коридорам школы, дети и учителя должны были быстро покинуть классы и укрыться в бомбоубежищах; летом учителя и ученики трудились на огороде, оставленном эвакуированным детдомом, ночью подвозили к школе дрова.

В апреле 1942 года директором школы стал Павел Михайлович Логвин. В своих воспоминаниях он пишет: «Весной и летом 1942 года первый раз в истории школы учащиеся и учителя не имели отдых: вынуждены были заниматься огородом и мобилизоваться… в помощь совхозу «Индустрия»».

Осенью 1942 года велись ожесточенные бои на Мурманском направлении, сам Мурманск постоянно подвергался бомбежкам. Поэтому было принято решение эвакуировать детей из города. Часть детей была перевезена в Кировск. На базе школы №1 для них был открыт интернат Он размещался в 3-х зданиях по Хибиногорскому шоссе. Нехватка ощущалась во всем – от кроватей до дисциплины.  Но постепенно удалось наладить работу интерната и организовать обучение и досуг детей. Многие учителя жили в интернате, дети помогали на полях совхоза «Индустрия» и подсобных хозяйств, в городе. Весной 1944 года детей из интерната отправили обратно в Мурманск, а на его базе открыли детский дом для детей-сирот.

В январе 1945 года школа вернулась в свое здание. Детей стали возвращать из эвакуации, постепенно восстанавливался педагогический состав. В 1946-1947 годах все усилия педагогов направлены на восстановление и повышение уровня успеваемости учеников, возобновление проведения открытых уроков, методсобраний, лабораторных работ, занятий в кружках, литературных вечеров и мероприятий пионерской организации.

Постепенно школа оправилась от потерь военного времени и примерно с 1954 года на первый план выходят качественные показатели. По словам Марии Ивановны Богдановой, «особенно интересны и содержательны по своей работе 1954-1968 гг. Это годы творческой работы всего коллектива учителей и учащихся». В 1957 году школа отпраздновала свое 25-летие. К этой дате учитель математики Иван Сергеевич Семенов написал поэму «Первая средняя»:

***
«Первая средняя школа!
В день юбилея привет!
Ты с детворою веселой
Возишься двадцать пять лет.

Ты молода, но уж много
Горя успела хлебнуть.
Вспомним минувшие годы,
Взглянем на пройденный путь.»
***

В 1960-е–1970-е гг.  родились многие школьные традиции: выпуск радиогазеты «Голос школы», праздник «Прощание с букварем» первоклассников, встречи выпускников с 10-классниками, праздник «Последний звонок» для учеников 10 класса, ежегодные спортивные соревнования, встречи старшеклассников с производственниками, которые помогали ученикам выбрать будущую профессию. Начали применяться активные методы и формы проведения уроков, что позволило значительно повысить успеваемость. Ученики стали получать технические знания на производстве. В этом школе помогали шефы — апатито-нефелиновая обогатительная фабрика №1.

Ученики сами радиофицировали школу, делали ящики для цветов, софиты, крючки, оконные петли, оборудовали кабинет электротехники.

Школа всегда была на хорошем счету как в городе, так и в области. Так, например, успеваемость по школе за 1957-58 учебные годы составила 91,5%. В школе №1 трудились  замечательные педагоги, такие, как Мария Ивановна Богданова, Ольга Томасовна Кемпи, Татьяна Борисовна Гушкевич, Владимир Александрович Зорин, Софья Захаровна Неустроева, Евгения Андреевна Тейшер, Антонина Матвеевна Абрамова,  Чирва Елена Александровна, Валентина Николаевна Усынина, Регина Минеевна Ржевская, Тамара Александровна Карамнова, Тамара Романовна Федоренко и др.

По материалам Кировского историко-краеведческого музея.

Учителя

Выпускники

Полякова Евгения Григорьевна. (Женя Каретина)

Я получила приглашение принять участие в праздновании юбилея школы.
Спасибо, что школа помнит обо мне.
Вся моя жизнь с 7 лет до ухода на пенсию (1972 г.) связана была с нашей школой. С 1930 по 1940 г. я училась в ср. школе №1. Только 1, 2, 3 кл. мы учились в бараках (школа занимала 2 барака) на Вудъяврском переулке, которого сейчас нет. А вот 4 класс (это 1933-34 учебный год) мы начали учиться в теперешнем здании школы.
Директором школы был Рудин Николай Петрович. Из того очень далёкого времени, конечно, многое забыто. 10 класс кончила в 1940 году. Выпускной вечер был в клубе АНОФ-1 (они были нашими шефами). В здании школы был военный госпиталь после войны с финнами. И занимались классы в здании фельдшерско-акушерской школы,
в шк №№ 11,12. Комсомольские собрания проводили в здании ГХТ. Последние годы до 1940 года директором школы был Воробьёв Иван Яковлевич. Сколько сил, энергии, любви отдавал он школе, уч-ся! Это был замечательный человек!

Выпуск 40 г . был большой – 3 кл. Около 25 человек кончили школу без троек, 8 чел.- отличников. Многие из нашего выпуска погибли в Великую Отечественную войну. Погибли Завьялов Георгий, Артемьев Анатолий, Ястребов Виталий, Пильникова Надежда, Давыдов Евгений, Григорьев Николай.

С благодарностью и уважением за всё доброе и хорошее, что дали мне учителя школы, Я всегда вспоминаю моих учителей. Их имена: Логвин Павел Михайлович, Семёнов Иван Сергеевич, Шохолова Елизавета, Капустина Наталья Михайловна, Лившиц Борис Абрамович, Клепфер Фридрих Готлибович, Шерман Эзро Соломонович, Громыко Лидия Ивановна.

За 30 лет моего учительского стажа, 24 я проработала учительницей начальных классов в ср. шк. № 1 (с 1948 г. по 1972). За эти годы я выпустила 7 классов, около 300 человек. Так что среди выпускников школы 1957, 1961, 1966, 1969, 1973 и 1980 г.г. есть и мои учащиеся: Зубко Маня, Фукзан Миша, Вялых Наташа, Гребнёв Саша,Афанасьева Надя, Зверева Женя, Лазарев Юра, Понедельникова Наташа, Невретдинов Слава, Журавлёва Таня, Буданок Юра, Швед Света, Шлянин Игорь, Удальцова Таня, Марченко Лена и Лёша, Гладченко Наташа, Резник Регина, Фёдорова Надя, Якушев Сергей…Много знаний, души, здоровья отдано им…

И я, конечно, согласна присутствовать на праздновании юбилея нашей родной школы.

С уважением и благодарностью Полякова Евгения Григорьевна. (Женя Каретина)

(К сожалению, дата отсутствует, предположительно 1997 год)

Галина Николаевна Еремеева (18 марта 1967 года)

Ответ на обращение учеников школы

Дорогие ребята!

По вашей просьбе пишу о себе.

В Кировск приехала с родителями в 1933 году, когда мне было около 8 лет. Меня, степного жителя, поразила красота гор, лесов. В первые дни жизни на севере мне удалось увидеть дикого лося. Здесь я и пошла в первый класс. Учились мы в одноэтажных деревянных бараках, расположенных в районе 20 километра. Время пребывания в пионерской организации помню плохо. Помню, что проводили звеньевые, отрядные сборы, организовывали прогулки, экскурсии. Дом пионеров был недалеко от нашей школы. Это был невзрачный одноэтажный барак, но внутри было очень уютно. Там работали кружки разные, проводились вечера, различные собрания актива. Особенно интересно проходили новогодние вечера.

В эти же годы я видела и слышала на митинге Папанина, который был в нашем городе проездом.

В 7 классе меня приняли в комсомол. В то время принимали в комсомол самых лучших. Помню, что моим двум соклассникам предложили исправить «тройки». Их приняли только через месяц.

Училась я в это время в 11 семилетней школе, где директором в то время был Александр Александрович Бушуев.Его ребята очень любили и многие плакали, когда он уходил в армию.

Комсомольская организация в школе была в то время маленькая, нам дали сразу постоянное поручение – мы стали вожатыми у пионеров. Мы ещё отвечали за дежурство по школе, за мероприятия, проводимые в школе, обсуждали содержание прочитанных книг, спорили по разным вопросам, организовывали лыжные прогулки, экскурсии на производство. Очень помогали нам учителя и старшая пионервожатая Зоя Бижулина.

Это были счастливое время!

Известие о начале войны застало меня в Москве., где я была проездом. Необычно и

страшно было видеть взволнованные, часто заплаканные лица москвичей, слышать вой

сирены, видеть колонны ещё по-штатски одетых людей, отравляющихся на фронт. Думалось в первые дни, что скоро эти ужасы кончатся, но вышло-то не так. С трудом в теплушках добиралась я из Москвы домой 8 дней. Впервые в пути я узнала, что такое настоящий страх и смерть: наш поезд бомбили в пути, а людей, которые бежали в лес спрятаться, расстреливали из пулемётов. Эти звери не жалели ни женщин, ни детей.

Летом же 1941 г. стали строить силами населения аэродром. Теперь кажется он таким маленьким, а сколько труда было потрачено, чтобы его построить! Работали все жители города. Мы рыли ямы, равняли площадку. Трудно было, но все знали, что это очень нужно. Работали по 10 часов. Я отработала на строительстве аэродрома 150 часов. Ездила дважды на тушение лесного пожара, на рытьё убежищ.

Школы были заняты госпиталями. Многие уже эвакуировались с детьми. Средняя школа № 1 стала работать в помещении 11 школы. В это время привезли ребят из Мурманска, т.к. там были ожесточённые бомбардировки, вызвавшие большой пожар. Ребята жили в интернате, а учились с нами, но через несколько месяцев вернулись в свой родной город. Хотя город редко бомбили, но вражеские самолёты над городом часто. Иногда в день по 5-6 раз приходилось прерывать уроки и бежать в бомбоубежища, которые были вырыты неподалёку от школы.

Теперь я особенно ясно представляю, как тяжело было нашим учителям дать нам хорошие знания. С большой любовью и теплотой вспоминаю этих дорогих для нас тружеников, благодарю их за всё то хорошее, чему они нас научили.

Я хорошо помню Ивана Сергеевича Семёнова, Анну Васильевну Полякову, Николая Александровича Корешонкова, Нину Николаевну  Ильницкую, Фаину Михайловну Зябкину, Павла Михайловича Логвинова, Александра Алексеевича Михайлова, который каждое утро приходил пешком с 25 км, где он жил.

     В то тяжёлое время, когда не всегда ели досыта, не досыпали, тревожились за своих родных, переживали их утрату, наши учителя большую часть времени и после уроков были с нами.

А мы строили бомбоубежища, укрытия, укрепления, помогали совхозу «Индустрия» в заготовке кормов для скота, в уборке и переборке картофеля, резали хвою для изготовления лекарства от цинги, посещали госпитали, готовили концерты и подарки для воинов. Группа учащихся старших классов стала донорами. За полтора года я сдала 4 литра крови. Деньги за кровь мы отчисляли в фонд обороны.

Но мы вели общественную работу и в школе по-прежнему. На всё времени хватало, хотя было порой трудно: ведь времени на подготовку уроков было мало т.к. работы занимали его очень много. Скучать нам было некогда, большинство из нас учились хорошо. Большое внимание уделялось в то время урокам военного дела. Учителем у нас был замечательный человек, очень строгий, но справедливый Гикаченко. Позднее он с группой наших же ребят уехал на фронт. Многие из них не вернулись после войны. Когда они были на фронте, мы писали им письма, посылали посылки изредка, навещали их родных. Класс у нас был очень дружный, мы до сих встречаемся как хорошие друзья, хотя

Прошло уже 25 лет.

После окончания 9 класса, летом мы все работали. Часть была в совхозе, на предприятиях города, а меня и Клаву Арсёнову горком комсомола послал пионервожатыми в лагерь, который располагался у подножья горы Расвумчорр. Несмотря на трудности военного времени, ребятам были созданы все условия для отдыха. Немало заботы проявила о ребятах и начальник лагеря Мария Ивановна Богданова. Мы тоже ей очень благодарны за повседневную помощь, которая так нужна была нам тогда.

Я кончила Мурманский учительский институт в 1946 году и стала работать учителем в пос. Кукисвумчорр. Здесь я работаю 21 год. За это время закончила заочно педагогический институт. Теперь уже у меня учатся дети моих первых учеников.

 В 1946 г. мне вручили медаль «За оборону Заполярья», за работу учителя – неоднократно награждалась Почётными грамотами. Сейчас я работаю в средней школе № 2.

Из книги «Хибиногорск. Память сердца»

Воспоминания Н.П. Чирвинского

Когда я приехал в Кировск, город назывался Хибиногорском, поэтому свои детские и юношеские воспоминания о жизни в Хибинах я связываю с первоначальным названием этого города, ставшего для многих его подневольных строителей местом последнего упокоения на 16-м километре.

В первой половине сентября 1933 года я, одиннадцатилетний мальчик, был в числе пассажиров вагона, влекомого «кукушкой» со станции Апатиты в г. Хибиногорск. Я испытывал чувство тревоги и даже страха, особенно когда наш рабочий поезд подошёл к громаде горы Вудъяврчорр, наполовину скрытой серой пеленой тумана. Перед одним её краем шумела загаженная нефелиновыми хвостами река Белая, а впереди виднелся кусочек озера Большой Вудъявр. Через 2-3 минуты поезд остановился, посветлело, и я вместе с толпой пошёл к вокзалу, то бишь бараку с высоким крыльцом. На крыльце стоял мой папа. На нём были серые в полоску хлопчатобумажные брюки, солдатские ботинки, военная гимнастёрка, летнее пальто времён до 1917 года и фетровая шляпа вида весьма потрёпанного.

Папа отвёл меня в барак на ул. Обогатительной, 7, комната 11. По дороге удивило отсутствие дворов, поразила и апатитовая пыль, особенно «посеребрившая» ели в скверике тогдашнего центра города.

В бараке на Обогатительной жили симпатичные люди – преподаватели горно-химического техникума (ГХТ), в котором подрабатывал и мой папа. Основная работа у него была в тресте «Апатит». Из постоянных жителей (всего 11 комнат) здесь проживали семьи Свидерских, Верховских, Константиновых (геологи), Вайсбергов, Хайкиных, жил также холостяк Иванов. Остальные четыре комнаты занимали «гастролёры» и даже студенты ГХТ. По этому адресу я проживал с родителями до осени 1940 года. Потом мой папа получил квартиру на ул. Ленина, д.1, кв.6 (3 этаж). В доме, как оказалось впоследствии, было бомбоубежище.

Учёбу я начал в 3-м классе средней школы №1. В то время директором её был Николай Петрович Рудин. Через 3-4 года его перевели директором железнодорожной школы. После него я запомнил двух « исчезнувших» один за другим директоров Ремизова и Клячева. Заканчивал школу при директоре Иване Яковлевиче Воробьёве. Иван Яковлевич ходил по школе державной поступью, весь серый лицом, и костюмом.

Третий «Е», как указывает буква, был в смысле учёбы и дисциплины не лучшим в школе: до 10 класса доучился только я один.

Все ученики были детьми спецпереселенцев, а я сын «контрика» ( так именовались осуждённые по 58 статье). Одним словом, потомки «социально опасных». Вскоре это прозвище было заменено более отвечающим новому импульсу борьбы с народом – «враг народа».

С 4-го по 10-й класс я учился с русскими, украинцами, а также с немцами, евреями, финнами, грузинами. Я не помню ни одного конфликта на национальной почве. Нас также не интересовало, кто спецпереселенец, кто сослан по другой линии, кто приехал по своей воле, какой достаток и положение у родителей. За семилетие моей учёбы не было случаев воровства, равно как и жестоких драк, вымогательства денег, издевательства над слабым. Многие из нас, того не ведая, рисковали жизнью. Во-первых, потому, что не знали, что такое горы, во-вторых, забывали про мгновенно меняющуюся погоду. На моей памяти на виду города замёрз наш ученик Портных Евгений. Бывший с ним Алексеев Миша, выбиваясь из сил, пытался его тащить, но не смог. Пошёл за помощью, привёл медика, но было уже поздно.

Хочу вспомнить имена своих учителей. В разное время моими учителями были (а отдельные учителя имели прозвища) Павел Михайлович Логвинов (русский и литература), Эзро Соломонович Шерман (физик; Эзро), Наталья Михайловна Капустина (химик), Иван Сергеевич Семёнов (математика), Анна Васильевна Брынцева (математика, Брынчиха), Меркиш (ботаника), Черно (зоология), Тейшер (география), Розенблат (труд), Фридрих Готлипович Клепфер (немецкий язык; Колода – за тучность), братья Петровы (один – математик, другой – военрук), Реттер (немецкий язык), Доли Александровна Перельсон (русский и литература, Дольюшка), Гойхбарг (история), Борис Абрамович Лившиц (история, Конституция; Борча), завуч Громыко (география). Короткое время в одном из десятых классов преподавал мой отец. За время учёбы в школе у меня были друзья, просто соклассники и те, которых я знал по фамилии, из параллельных классов.

 

Позволю перечислить их имена:

Алексеев Михаил, Каретина Евгения, Портных Евгений, Буров Клавдий, Реммих Павел, Орлова Тамара, Дьячков Анатолий, Татти Тойво, Корчагин Юрий, Соловьёв Вадим, Буржуа Константин, Дахель Владимир, Малахов Анатолий, Свидерская Ирина, Лукашевская Инна, Бломквист Любовь, Андреева Лидия, Цветников Герман, Кантарович Анна, Рабинович Лев, Лобода Людмила, Достовалов Лев, Морозов Валентин. Карачевцев Борис, Мисейюк Татьяна, Громыко Ростислава, Ланкинен Пётр, Ланкинен Мария, Сизаск Евгения, Синяков Фёдор, Краинский Дмитрий, Блюм Мильда, Конча, Витковская Лидия, Киблер Вили, Зелинская, Подлипьян, Васильева Лидия, Петров, Горский,Жаворонков, Реттер, Слуцкая, Зинченко (брат и сестра), Кудрявцев, Хлебутин Юрий, Подгорбунский Вениамин, Даниленко.

Из городских событий запомнились похороны погибших от лавины, сошедшей с Юкспора в 1935 году. Гробы в два ряда на грузовиках, между ними солдаты с винтовками и примкнутыми штыками. Запомнился приезд кандидата в депутаты Верховного Совета СССР командующего Северной флотилией, флагмана флота 1 ранга Душенова.

Посетил Хибиногорск и известный полярник И.Д. Папанин. Встреча с ним проходила напротив «Большевика», где он стоял на трибуне. На эту трибуну народ так поднажал, что знаменитый полярник влез на перила, убеждая толпу не давить на сооружение, а то рухнет. Приезжали прославленные конькобежцы Яков Мельников и Аниканов. Видел фрагменты съёмок фильмов «Семеро смелых» и «Волочаевские дни».

Попутно замечу, наш город был трезвым: никаких признаков беспробудного пьянства в нашем Хибиногорске не отмечалось. Город был чистоплотным, в бараках порядок.  Здесь жили деликатные люди, хоть и разного культурного уровня. Добавлю ещё немаловажный штрих: около срубов помоек всегда было без бумаг и мусора.

Финская война (если не ошибаюсь, теперь говорят «пограничный конфликт») запомнилась лютыми морозами и перебоями в снабжении. В нашей школе был госпиталь, а наш класс занимался в помещении ГХТ. В госпитале было немало обмороженных солдат.

15 июня 1941 года без трогательных напутствий и прощального вечера я окончил школу. Впереди маячил призыв в армию: таков был закон для окончивших десятилетку.

Через несколько дней после начала войны немецкие самолёты налетели на город, сбросили бомбы куда надо, но, по счастью, были промахи, часть бомб не разорвалась. Погибла одна женщина в разбомбленной лаборатории, которая была рядом с ГХТ и фабрикой. Бомбить начали в 1 час 55 мин. при ярком солнечном свете и закончили  в 2 часа ночи, всего 5 минут. С начала бомбёжки я вскочил с постели, отдёрнул штору и увидел низко летящий синевато-серый самолёт с крестом на фюзеляже, а внизу мечущуюся толпу людей между нашим и соседним домами, пытавшихся попасть в бомбоубежище, которое оказалось закрытым на замок. Война для меня стала реальностью.

Вскоре, я в команде , где за старшего был студент ГХТ Сечкин, в последний раз из окна вагона поезда, направлявшегося на ст. Апатиты, увидел отблеск солнечных лучей от окна квартиры, в которой оставались мои престарелые папа и мама.

Для меня Хибиногорск – вторая родина, и, несмотря ни на что, я храню о нём самые тёплые воспоминания.

«Здесь 10 классов пройдено…»

Книга воспоминаний выпускников 1954 года о родной школе.

Авторы  Владимир Ильич Горячкин, Евгения Васильевна Савшак, Александра Михайловна Столярова.

Вот, что писала журналист Татьяна Шишкина в газете «Хибинский вестник» о презентации книги:

Привязали колокольчик

Презентацию книги провёл со всем своим богатым опытом общения с аудиторией один из авторов книги Владимир Горячкин. Он вырос в Кировске, полу чив высшее образование, вернулся в город, работал в комбинате

«Апатит», на стройках Заполярья, в 1984–1989 годах был главой Мурманска, потом – зам. председателя облисполкома по строительству и архитектуре.

«Совсем одолел кот, надо что-то делать», – говорили мыши на общем собрании. «А давайте привяжем ему колокольчик», – предложил кто-то. Все единодушно проголосовали и разбежались. А кто будет привязывать? Вот мы втроём и стали привязывать» – так Владимир Горячкин обрисовал ситуацию с написанием книги. На последней встрече с одноклассниками, которая состоялась в честь 60-летия выпуска, действительно решили оформить воспоминания в виде сборника. Взялись за это непростое дело трое: Владимир Горячкин, Евгения Савшак (Женя Барсукова) и Александра Столярова (Шурочка Егорова).

– Каждый из нас поделился своим сокровенным, – говорит Владимир Ильич. – Рассказывали об одном и том же, но у всех получилось по-разному. К сожалению, Евгения Савшак не смогла приехать из Апатитов, а Александра Столярова – из Калининграда. Они передают всем огромный привет.

Строительство школы № 1. Хибиногорск, 1932 год
Строительство школы № 1. Хибиногорск, 1932 год

О школе

Раздел, посвящённый школе, появился в книге благодаря Евгении Александровне Клюкшиной (Жене Зверевой), которая сохранила богатый материал.

Средняя школа № 1 1932 года рождения – это одно из первых каменных зданий в Хибиногорске. В те же годы были построены банно-прачечный комбинат, кинотеатр «Большевик», пожарное депо с башней и горбольница.

В конце 70-х Владимир Горячкин получал второе высшее в ЛИСИ, и его педагог, Иван Иванович Соломатин, который ещё при Сергее Мироновиче Кирове курировал стройки в Хибинах, рассказал, что именно отсюда пошло бетонирование в зимнее время: раскидывали над объектом шатёр, жгли костры и в этом тепляке заливали бетон. Первая школа была возведена в рекордные два года при том, что воду возили из озера на лошадях, а работали при свете керосиновых ламп. Зато стены здания до сих пор крепкие: у бутобетона срок годности, как у египетских пирамид, с годами он только набирает прочность.

– Жаль, что школа погибла, – горюет наш земляк. – Рождалась в муках, становилась в военных и послевоенных трудностях и умерла, как человек: тихо, у всех на глазах.

В. М. Свистунов (слева) и А. И. Петров (в центре). Судейская школьных соревнований по туризму. 60-е годы
В. М. Свистунов (слева) и А. И. Петров (в центре). Судейская школьных соревнований по туризму. 60-е годы

Об учителях

– Я убеждён, что Великую Отечественную выиграл советский учитель, – заявил ведущий. – Германия была сильнее и уверена в успехе блиц-крига. Но мощная армия столкнулась с советским солдатом, вооружённым трёхлинейкой, но с таким запасом силы духа, мужества и желания защитить Родину, что врагу не удалось его ни смять, ни сломать. Почему? Потому что советский учитель воспитал ученика, будущего солдата.

Сразу после объявления войны учителя первой средней школы Николай Петрович Удальцов, Александр Иванович Петров, Кронид Александрович Верещагин, Ахмет Касимович Назмутдинов, Василий Михайлович Свистунов, Александр Александрович Бушуев ушли на фронт.

Александр Иванович Петров был четырежды ранен и каждый раз после лечения снова вставал в строй, прошёл Долину Смерти, встретился с американцами на Эльбе, расписался на Рейхстаге, участвовал в Параде Победы 1945 года в Москве. Он вернулся и преподавал физкультуру и военное дело. Ребята любя называли его Саня-Ваня.

Владимир Горячкин

Владимир Горячкин

– Нас распирало от любопытства, почему у нашего учителя рисования Николая Петровича Удальцова белый чуб. Будучи уже взрослым, я задал ему этот вопрос, – рассказывает Владимир Горячкин. – Николай Петрович воевал на севере Мурманской области, был разведчиком. Его стрелковый полк вывели из зоны боевых действий и отправили на отдых и пополнение. Солдаты, уставшие от перехода и напряжения передовой, заночевали у костра, не выставив часовых. Ночью на них случайно наткнулась финская разведка и многих, беспечно спавших, перерезала. Удальцов чудом остался живым. Вот тогда он и поседел за одну ночь, увидев убитыми своих друзей.

Жизнь семьи Олимпиады Кондратьевны Зверевой – это и есть история первой средней. Всю войну она проработала в госпитале, развёрнутом в родной школе, а потом сама пришла сюда учить детей. И её дочь, Евгения Александровна, многие годы отдала преподаванию русского языка и литературы.

Евгения Андреевна Тейшер, высокая, худая, дворянского происхождения, 19-летней девчонкой бросила Северную столицу и приехала давать знания кировским ребятам.

У Юлии Александровны Андреевой на фронте погибли муж и четверо сыновей. Оставшись одна, она пустила в свою квартиру из бараков двух учительниц, у каждой из которых было по двое детей, и продолжала преподавание. – Вот какие у нас были педагоги! Хоть на колени становись! – продолжает автор. – С такими учителями и таким, как было у нас, образованием мы весь мир обогатили инженерными и научными кадрами. Наша книга – это памятник учителям! Думаю, все мы прожили достойно именно благодаря им.

Об учениках

На презентации ни один человек не был посторонним. Пришли выпускники 1954 года, а также нескольких последующих выпусков и педагоги первой средней школы разных лет.

Из одноклассников были неизменный застрельщик встреч Станислав Львович Дименштейн, Изольда Ивановна Гришанова (Иза Кострова), Валентина Васильевна Королёва (Валя Старшинова), Валерия Розенштейн, Зинаида Яковлевна Малыгина (Зиночка Тимошина). Жизнь каждого достойна отдельной книги. – Я преклоняюсь перед всеми вами, потому что после институтов мы не видели иного пути – только вернуться в Кировск, туда, где нас вырастили, воспитали, научили. Иза, Валя, вторая Валя, спасибо вам.

Владимир Горячкин подарил книгу с дарственной надписью всем, с кем учился, а также приутствующим детям учителей: дочери Удальцова Светлане, сыну Софьи Захаровны Неустроевой Александру, передал по экземпляру в архив, местные музеи и дочери Александра Ивановича Петрова Светлане.

Евгения Зверева
Евгения Зверева

1964 год. Через 10 лет после того, как авторы книги «Здесь 10 классов пройдено…» В.И. Горячкин, А.М. Столярова, Е.В. Савшак получили аттестаты зрелости (выпускникам 1954 года школы № 1 и новой книге Владимира Горячкина «КР» посвятил одну из публикаций, — прим, pet), закончили среднюю школу № 1 Кировска и мы. Сорок три выпускника двух одиннадцатых классов за счёт производственного обучения пробыли в стенах школы 11 лет.

Наш первый учебный год был последним для выпускников 1954 года. Если бы в то время существовала традиция последнего звонка, то именно мы провожали бы ребят во взрослую жизнь. Весь учебный год мы открывали одни и те же двери в нашу школу, оставляли пальто в одной раздевалке и, несомненно, встречались в вестибюле. Идея написать воспоминания о школьной жизни стала началом рождения замечательной книги.

Она всколыхнула самые светлые, самые добрые чувства благодарности к нашим учителям. Мы узнали новые факты из их биографий и гордимся ими. Помним всех, кто учил нас и преподавал в других классах. Анастасия Павловна Васильева — первая наша учительница. С какой теплотой мы вспоминаем её строгие уроки. Знания, полученные в школе, стали фундаментом всей дальнейшей жизни и служат бабушкам и дедушкам до сих пор. С желанием научить своему предмету, ответственностью за нас входили наши учителя в класс. Разве забудешь, с какой горечью делал замечания Ахмед Касимович Назмутдинов тем, кто отвлекался при объяснении новой теоремы.

Помнятся слова нашего классного руководителя Веры Александровны Селяевой: «Скромность всегда украшала человека». И это говорил учитель физики. Процесс обучения и воспитания для них, наших преподавателей, был одним делом. А сколько творческой энергии, любви к родному языку вложила в нас Софья Захаровна Неустроева. Мы писали не только сочинения. По своему сценарию поставили спектакль «И на Марсе будут яблони цвести». Были у нас и свои поэты. Спектакль «Золушка» мы играли на английском, главный режиссёр — учитель английского языка Александра Васильевна Зотимова. Всегда на страже дисциплины стояла в вестибюле наш директор Мария Ивановна Богданова. Объясняться в любви нашим учителям можно бесконечно, вспоминая школьную жизнь.

Мы благодарны авторам книги, что они подарили нам встречу с таким незабываемым прошлым. Когда вглядываешься в фотографии, помещённые в книге, зачастую узнаёшь

соседей по дому, по улице, видишь старших братьев или сестёр наших друзей, или просто знакомые лица, ведь все мы выросли в Кировске. Символично, что на фотографиях 10«Б» и 1«Б» классов 1954 года в центре — пионервожатая Тамара Александровна.

Наш выпуск тоже был и остаётся дружным, мы встречались через 25, 40, 45 лет после окончания школы. Немало наших одноклассников много лет трудились в ПО «Апатит»: Л. Бродницкая (Андреева), Т. Елистратова (Цветкова), Т. Журкова (Дегтярёва), Н. Журавлёва, Г. Калинникова (Заозерская), В. Пузанова, А. Писарев, В. Нестеренко и другие.

Книга воспоминаний «Здесь 10 классов пройдено…» никого не оставит равнодушным, и думается, что появятся отклики, публикации, а может быть, и новые воспоминания. Это будет лучшим памятником нашему общему школьному дому.

В.Н. Трофимова (Мартынова) и выпускники 1964 года

P.S. Так случилось, что летом 2010 года вместе с подругой из Петербурга мы зашли в нашу школу, откуда уже вывозили имущество. В кабинете директора лежали стопки связанных документов. Мы поинтересовались, куда «уедет» школьный музей, и получили ответ, что всё будет в архивах. Спасибо Е.А. Клюкшиной (Женечке Зверевой) за сохранённые ‘материалы по истории школы, которые вошли в книгу воспоминаний.

Мы прошли по коридору, вошли в класс, где висела доска. Взяв в руки мел, красивым ученическим почерком написали: «Прощай, родная школа! 10-й «Б» класс, выпуск 1961 г. 11 -й «А» класс, выпуск 1964 г.»

И всё-таки хочется верить, что судьба здания средней школы № I Кировска будет счастливее, чем судьба когда-то величественного железнодорожного вокзала нашего города.

«Кировский рабочий» № 12 (12095) 24 марта 2016 г.

Память не может быть короткой
Читаем книгу "Здесь десять классов пройдено"
Позволь в любви тебе признаться, школа
Позволь в любви тебе признаться, школа
10 класс, г. Кировск. 15.06.40 г. В 1ряду крайняя справа Женя Каретина.
10 класс, г. Кировск. 15.06.40 г. В 1ряду крайняя справа Женя Каретина.
От учащихся 5А кл.1 ср. школы пионервожатой Ж.Каретиной. 17.05.39 г. Кл. рук. (подпись). Во 2 ряду 3-я справа Женя Каретина, 4-я слева Татьяна Борисовна Гушкевич.
От учащихся 5А кл.1 ср. школы пионервожатой Ж.Каретиной. 17.05.39 г. Кл. рук. (подпись). Во 2 ряду 3-я справа Женя Каретина, 4-я слева Татьяна Борисовна Гушкевич.
9 класс, июнь 1939 год. 1-й ряд сидят: 1-й справа Ахмет Назмутдинов ( в будущем учитель математики в 1 ср. школе), рядом Женя Каретина. В центре фото Семёнов Иван Сергеевич - учитель математики.
9 класс, июнь 1939 год. 1-й ряд сидят: 1-й справа Ахмет Назмутдинов ( в будущем учитель математики в 1 ср. школе), рядом Женя Каретина. В центре фото Семёнов Иван Сергеевич - учитель математики.
1938-1939 г.г. Последний ряд, справа 2-ая Женя Каретина.
1938-1939 г.г. Последний ряд, справа 2-ая Женя Каретина.
8 класс. 6 июня 1938 г. 1 ряд сидят, 1 ряд сидят, 2-я слева Женя Каретина. 2-й ряд сидят. Слева 2-я Капустина Н.М,, Фортунатов С.С., Воробьёв Иван Яковлевич (директор), Нина Фёдоровна, Лившиц Б.А., Логвин П.М.
8 класс. 6 июня 1938 г. 1 ряд сидят, 1 ряд сидят, 2-я слева Женя Каретина. 2-й ряд сидят. Слева 2-я Капустина Н.М,, Фортунатов С.С., Воробьёв Иван Яковлевич (директор), Нина Фёдоровна, Лившиц Б.А., Логвин П.М.
Ученики 7 кл. "В". 6 июня 1937 года. 1 ряд, сидят, 2-ая слева Женя Каретина (Е.Г. Полякова)
Ученики 7 кл. "В". 6 июня 1937 года. 1 ряд, сидят, 2-ая слева Женя Каретина (Е.Г. Полякова)
1935 год. 1 школа. 2-й ряд, сидят, 2-ая слева Женя Каретина (Евгения Григорьевна Полякова)
1935 год. 1 школа. 2-й ряд, сидят, 2-ая слева Женя Каретина (Евгения Григорьевна Полякова)
1933-1934 г.г. Поляков Вова (дядя Н. Корольковой) стоит в последнем ряду 3-й справа
1933-1934 г.г. Поляков Вова (дядя Н. Корольковой) стоит в последнем ряду 3-й справа
10 класс, г. Кировск. 15.06.40 г. В 1ряду крайняя справа Женя Каретина.

Из семейного архива Натальи Корольковой

История образования в Хибинах

Также может быть интересно

История школы № 4

История школы № 12

История школы № 5

История школы № 2

История школы № 11 (лицей)

История школы № 3

История школы № 6